Три киевских шедевра архитектора Городецкого

Первое, что любой киевлянин вспоминает, услышав имя Владислава Городецкого, — это знаменитый Дом с Химерами — одиозное сооружение правительственного квартала города. А между тем, каждый житель столицы прекрасно знаком со многими другими творениями известного архитектора: это и “музей со львами”, и знаменитый готический костел, и искусная караимская кенасса. Но обо всем по порядку.

Киев времен Городецкого

Портрет Городецкого, которого иногда называют "киевским Гауди"
Портрет Городецкого, которого иногда называют «киевским Гауди»

Лешек Владислав Городецкий — поляк по происхождению, родившийся в 1863 году в Подольской губернии Российской империи, ныне — Винницкая область Украины. Получив образование в одесском реальном училище и закончив императорскую академию искусств в Петербурге, приехал в Киев в 1890 году и осел здесь на плодотворные 30 лет, оставив ярчайший след в истории архитектуры города.

Рубеж веков в истории Киева ознаменовался экономическим подъемом и, как следствие, началась “строительная лихорадка” — возводились гостиницы, банки, строились учебные заведения, библиотеки и читальные залы, театры, фабрики и заводы, а особенно массово начали возводить многоэтажные доходные дома.

Прогуляйтесь центральными улицами города — Крещатик, Городецкого, Большая Житомирская, Прорезная, Институтская и многие другие — они до сих пор сохранили разнообразие архитектурных находок строителей города того времени. Здесь, как и в начале прошлого века, сдаются квартиры, обустраиваются офисы, пестреют вывески магазинов.

Уже через несколько лет своего пребывания в Киеве, архитектор, художник, ювелир, предприниматель и охотник Городецкий получает статус главного архитектора города. Он умело прибегает к архитектурным стилям разных эпох и одним из первых начинает использовать в своей инженерной практике новый строительный материал — железобетон.

За свою многолетнюю карьеру Владислав Городецкий построил в Киеве и в целом по Украине более 30 сооружений — фабрики, заводы, религиозные сооружения, мавзолеи, музей, больницу и другие. К сожалению, некоторые из его творений до наших дней не дошли. Мы же прогуляемся сегодня по сохранившимся “визитным карточкам” нашей столицы — 3 самых популярных сооружения архитектора Городецкого.

Национальный художественный музей Украины, или “музей со львами”

Национальный художественный музей
Здание Национального художественного музея сегодня

Многие постройки архитектора Городецкого были выполнены в стиле историзм. Таким было и здание Музея древности и искусств (официальное название — Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича, ныне Национальный художественный музей Украины). Это был первый музей Киева, построенный при содействии интеллигенции и промышленной элиты города — Ханенко, Терещенко, Хвойки и других известных меценатов, которые не только финансировали строительство здания, но и подарили новому музею первые коллекции предметов искусства. Официальное открытие музея состоялось 23 декабря 1904 года.

Здание построено в неоклассическом стиле, в нем ясно видны элементы античного храма с дорическими колоннами и портиком, скульптурные композиции выполнил известный итальянский скульптор Элио Саля. Это первая совместная работа двух мастеров, положившая начало созданию серии самых известных зданий нашей столицы. Для Музея древностей и искусств итальянец выполнил композицию фронтона здания, двух львов у лестницы парадного входа  и грифонов по бокам здания.

Фонды музея содержат шедевры украинской и мировой живописи, крупное собрание украинских икон, скульптуры и графики, охватывают период от времен Киевской Руси до современности. В музее часто проходят выставки современного искусства.

Прогуливаясь по улицам Киева, не поленитесь посмотреть список актуальных событий музея здесь http://namu.kiev.ua/ua/exhibitions/active.html

Адрес: Киев, ул. Грушевского, 6

 

Караимская кенасса

Караимская кенасса архитектора Городецкого
Караимская кенасса архитектора Городецкого

В январе 1902 года в Киеве была освящена Караимская кенасса, построенная Городецким при содействии караимского мецената и табачного фабриканта Соломона Когена, фабрики которого “окуривали” весь Киев. Со времени своего появления в Киеве караимская община вынуждена была снимать дом для молитв. Соломон Аронович, будучи одним из самых богатых киевлян, имел возможности исправить это положение.

Сооружение было построено в мавританском стиле и напоминает элементы дворцового комплекса Альгамбра с резными каменными стенами в виде арабесок. Купол кенассы, оцинкованный железом и увенчанный шпилем, не сохранился до наших дней, однако мы и теперь можем любоваться великолепной лепниной, выполненной уже известным нам скульптором Элио Салем с использованием дорогого и нового для тех времен материала — цемента.

Сейчас в здании находится Дом Актера, куда вы можете сходить на концерт камерной музыки или посмотреть театральное представление. Репертуар на ближайший месяц вы можете найти по ссылке http://actorhall.com.ua/

Адрес: Киев, ул. Ярославов Вал, 7

 

Костел Святого Николая

Отдаляясь от центра по Большой Васильковской, вы непременно остановитесь возле неоготического сооружения, устремляющегося вверх своими острыми башнями. Это римско-католический собор Святого Николая, построенный Городецким в 1909 году. К этому времени старый Александровский костел в Киеве уже не мог вместить всех прихожан, потому было принято решение о строительстве нового костела в память пребывания в Киеве царя Николая II.

В конкурсе проектов победил молодой архитектор С.Воловский, предложивший постройку в стиле средневековой европейской готики. Руководство проектом взял на себя опытный мастер своего дела В. Городецкий, значительно изменивший первоначальный проект. Для доработки проекта архитектор совершил путешествие в Вену, в результате чего прообразом многих элементов киевского костела стал Вотивкирхе — храм середины 19 века, расположенный возле Венского университета.

Костел архитектора Городецкого
Глядя на Костел святого Николая архитектора Городецкого, можно вообразить, что находишься в Вене

В постройке киевского костела Городецкий впервые использовал закладку фундамента на бетонных сваях (в виду того, что грунт был неустойчив из-за протекающей там речки Лыбедь), в конструкции использовался железобетон. Храм богато украшен лепниной, имеет традиционное круглое окно-розетку. Скульптурные работы были выполнены  в мастерских Э.Саля. К огромному сожалению, росписи и витражи храма не сохранились. В центре главного портала расположена Богоматерь с  Младенцем, над розеткой — фигура Христа-Спасителя, у его ног Богоматерь, Мария Магдалина и Иоанн, еще выше — скульптура архистратига Михаила, поднявшего меч во знаменование убийства крылатого дракона. Слева и справа от входа в храм — фигуры Святого Петра и Святого Николая. Обратите внимание также на интересные скульптурные композиции боковых порталов и богатый цветочный орнамент костела.

Сейчас в здании костела помимо богослужений проводятся концерты органной музыки. Орган современный, был специально для костела изготовлен фирмой «Rieger-Kloss», Чехословакия, в 1980 году. Познакомиться с репертуаром Национального дома органной и камерной музыки Украины можно на сайте http://www.organhall.kiev.ua/

Адрес: Киев, ул. Большая Васильковская, 77

 

О других зданиях, построенных творцом современного облика нашей столицы Владиславом Городецким, мы обязательно напишем в будущем. В заключение лишь добавим, что в 1920-м году в связи с революцией Городецкий вынужден был покинуть Киев, обосновавшись сначала  в Польше, потом в Иране, которым подарил также ряд замечательных архитектурных сооружений, сохранившихся до наших дней.

 

Три киевских шедевра архитектора Городецкого обновлено: Май 7, 2015 автором: Id-UA