Весна 1880 года – Санкт-Петербург потрясает удивительное событие – в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице (ныне ул. Герцена) открывается выставка ОДНОЙ картины — полотна известного художника, грека родом из Мариуполя — Архипа Куинджи.
Слухи о чудесной картине разнеслись по российской столице задолго до окончания работы над этим произведением. И художник на два часа по воскресеньям открывал двери своей мастерской тем, кто не мог дождаться завершения полотна. В мастерскую Куинджи приходили известные художники Крамской и Чистяков, литераторы Тургенев и Полонский и даже знаменитый ученый Дмитрий Иванович Менделеев.
«Что это такое? – спрашивал потрясенный поэт Яков Полонский. – Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту даль, эти дрожащие огни печальных деревень и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь?»
Перед выставочным залом толпы людей часами ждали своей очереди, чтобы восхититься чудом света, вечности и покоя, застыв в «молитвенном молчании» перед единственным на этой выставке, небольшим, но великим полотном — «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи (холст, масло. 105×144 см, сейчас хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга). Картина потрясала каждого – находясь в комнате, задрапированной черной тканью, в полной темноте, сама она была освещена направленным лучом электрического света.
Иван Крамской даже предложил составить специальный «протокол» о том, что «Лунная ночь на Днепре» в 1880 году была «наполнена действительным светом и воздухом, река действительно совершала величественное течение, и небо было настоящее, бездонное и глубокое».
Удивительную картину купил великий князь Константин Константинович (внук российского императора Николая I), отправившийся с ней в морское путешествие. К сожалению, любовь к живописи иногда «убивает» картины. Морской воздух неблагоприятно воздействовал на полотно, и краски ее потемнели.
Увидеть полотно в его первоначальном виде нам уже не суждено, но величие и таинственность мерцающего света луны и бездонная ночь не отпускают взгляды наших современников, как и посетителей той самой питерской выставки 135 лет назад.
P.S. «Лунная ночь на Днепре» — не единственная работа Куинджи, на которой можно полюбоваться красотой Днепра и в целом украинской природой. Это одна из основных тем всего творчества великого пейзажиста. Большинство картин Куинджи находятся в российских музеях (Санкт-Петербург, Москва, Ростоа-на-Дону). Но кое-что, к счастью, доступно и в Украине.
Так, в Киевском Национальном музее русского искусства выставлена похожая на «ночь на Днепре» картина «Ночь на Дону» (1882), которую приобрел еще в конце 19-го века украинский меценат и коллекционер Федор Терещенко; а также более поздняя работа «Вечер» (1885-1890).
Картины «Сосна» (1878) и «После бури» (1879) выставлены в Сумском художественном музее, «Ранняя весна» (1890-95) — в Харьковском художественном музее, «Радуга» (1898-1905) и «Роща» (1900-е) — в Бердянском художественном музее, «Лунная ночь» — в Николаевском художественном музее, «Красный закат» (1898-1908) — в Художественном музее имени Куинджи в Мариуполе. Судьба нескольких полотен, находящихся в Крыму и Луганске, достоверно неизвестна.