Сегодня захотелось вдруг нырнуть в архитектурные «моря». Признаем, что зачастую градостроители и архитекторы остаются в тени своих более раскрученных пишущих и рисующих коллег-творцов, особенно, если речь идет не о дворцах и замках, а о более «тривиальных» зданиях.
Потомки даже весьма успешных архитекторов спустя время редко помнят имена авторов тех домов, в которых они живут, работают, отдыхают. Валериан Рыков, который подарил Киеву более десятка знаковых сооружений, — не исключение в этой неприятной тенденции.
Не будем останавливаться на его биографии (для того есть Википедия), а сразу перейдем к его «детям». А они у него, скажем прямо, заслуживают особого внимания. Познакомимся с пятью из них.
Народная аудитория
Итак, начнем. Нынешняя улица Воровского, дом 26. Здание бывшей Народной аудитории, которое Рыков перестроил в 1909 году (по другой, менее распространенной версии — в 1902-м, кстати на фасаде здания значится именно «1902», проверьте:-)).
Этот дом и до и после перестройки уже использовался для так называемых «народных чтений» на волне популярности начального образования для малоимущего населения. А в результате работы Рыкова шикарный особнячок с бело-голубым фасадом, роскошной лепниной и даже маской льва стал настоящей архитектурной жемчужиной Киева и культовым местом для проведения различных лекций, концертов и спектаклей. А благородная миссия обучения и развития малоимущих подталкивала на благородство и творцов того времени — так, сам Валериан Рыков якобы руководил проектом бесплатно, а знаменитый украинский композитор Николай Лысенко давал в зале особняка бесплатные концерты.
Если верить памятной табличке на здании, в марте 1917 года здесь впервые легально собрались киевские «большевики». Позже здесь также размещались различные театры и даже клуб железнодорожников. Сейчас основным пользователем здания являются, можно сказать, коллеги Валериана Никитовича — институт проектирования и строительства «Гiпроцивiльпромбуд».
Триумф шахтных печей и красивых женщин
Перемещаемся на Музейный переулок, 4. По этому адресу нас встречает здание повыше, но от этого не менее изысканное. Бывший доходный дом Исая Иссерлиса.
Был такой у нас инженер-технолог, родом из Бердичева, достаточно известный в начале прошлого века в инженерных кругах Киева и Харькова, прежде всего по своим разработкам в области устройства шахтных печей, дымовых труб и заводских топок. В этом доме находилась его контора, или как сейчас бы сказали киевский офис. Но не этим пригож 7-этажный «небоскреб» в стиле модерн, возведенный по проекту Рыкова в 1909 году. На уровне второго этажа перед нами разворачивается древнегреческий сюжет. Рельефная скульптурная композиция «Триумф Фрины» демонстрирует сцену из античной легенды, согласно которой Фрина — обворожительная представительница древнейшей профессии, которую пытались засудить за преклонение ей как богине — была раздета ее адвокатом прямо на суде для демонстрации ее красоты, что возымело на судей магическое воздействие и они признали, что она таки достойна поклонения и оправдали ее. На доме Иссерлиса — обнаженная Фрина с триумфом выходит из суда на улицу, где ее с радостью встречают ее фанаты, а также певцы, танцоры и музыканты. Автор «Триумфа» — постоянный партнер Рыкова — скульптор Федор Балавенский. Их совместные работы есть и в других местах Киева.
Новый дом для сестер милосердия
Например, здание бывшей Мариинской общины сестер милосердия Красного креста — на Сакасаганского, 75.
В 1913 году по проекту Рыкова и со скульптурным оформлением Балавенского (в виде аллегорических образов «Любви», «Милосердия», «Медицины») был сдан этот красивый особняк в стиле неоренессанса. На тот момент в Мариинской общине насчитывалось уже 118 сестер, которые и переехали в свой новый дом. Там же расположилась больница, аптека, лаборатория, общежитие, аудитории для проведения курсов подготовки сестер милосердия, а рядом даже — домовая церковь. Всего 6 лет община прожила на Мариинско-Благовещенской (именно так называлась тогда улица Саксаганского), но этого хватило, чтобы вдохнуть в это здание настоящий медицинский импульс на будущее, ведь впоследствии в особняке разместился Институт усовершенствования врачей, после этого — Институт кардиологии имени Стражеско, а с 70-х годов и поныне — Институт медицины труда.
Зеленый «райком»
Перейдем к малым формам. Особнячок на Спасской, 12 — типичный пример того, что для настоящего мастера размер не имеет значения.
По заказу известного в Киеве купца Товия Апштейна в 1912 году наш Валериан Рыков сделал небольшой, но красивый зеленый дом в стиле неоампира с лепнинами в форме металлических изделий (швелер, зубчатые колеса, цепи), так как именно ими торговала контора Апштейна и его сыновей. Есть версия, что знаменитая фотография из советских учебников с запиской «Райком закрыт. Все ушли на фронт» на заколоченных досками дверях была сделана именно здесь, ведь в доме во время Гражданской войны находился райком комсомола. А дальше здесь был и молодежный клуб, и библиотека и аудитория для лекций и кружков. Сейчас здесь работает Центр по охране и реставрации памятников истории и культуры.
Валериан Рыков — отечественной киноиндустрии
Одним из последних творений Рыкова стал один из самых старых кинотеатров Киева — «Жовтень».
Он приступил к работе в 1929 году и уже в следующем — здание было сдано, в январе 1931 года — кинотеатр открылся. Важно упомянуть, что изначально на конкурсной основе был выбран проект другого архитектора — Ноя Троцкого, которого по праву можно считать «гуру» советского конструктивизма. Но в итоге застройщики взяли проект Рыкова, не менее конструктивистский, чем был у Троцкого, который мы можем видеть и сейчас. Кстати, «фактор Рыкова» сейчас активно используют сторонники сохранения «Жовтня» в стенах здания на Константиновской, 26, говоря о исторической и архитектурной ценности постройки.
и другие…
Кроме того, именно Валериан Рыков был архитектором знаменитого памятника княгине Ольге, который был открыт в 1911 году, разрушен в 1919 году, в 1923-м — демонтирован, и в 1996 году возведен заново на Михайловской площади, где и стоит поныне. Еще несколько доходных домов, особняков, часть зданий кинофабрики им. Довженко, надстройка здания Национального банка Украины, и даже старый ипподром — вот перечень других творений Рыкова в Киеве.
Добавим сюда здание вокзала в Жмеринке, кинотеатра в Виннице, и прийдем к выводу, что
Валериан Рыков действительно хорошо поработал над обликом Киева и других наших городов, обогатив их замечательными образцами архитектуры в самых разных стилях — от ренессанса и неоклассики до модерна и конструктивизма. За что ему честь, хвала и память.
P.S. По этой ссылке есть интересный фильм о Рыкове и его творениях — http://www.ex.ua/view/6361121