Слово о киевском зодчем. Валериан Рыков

Валериан Рыков
Фото взято из Википедии

Сегодня захотелось вдруг нырнуть в архитектурные «моря». Признаем, что зачастую градостроители и архитекторы остаются в тени своих более раскрученных пишущих и рисующих коллег-творцов, особенно, если речь идет не о дворцах и замках, а о более «тривиальных» зданиях.

Потомки даже весьма успешных архитекторов спустя время редко помнят имена авторов тех домов, в которых они живут, работают, отдыхают. Валериан Рыков, который подарил Киеву более десятка знаковых сооружений, — не исключение в этой неприятной тенденции.

Не будем останавливаться на его биографии (для того есть Википедия), а сразу перейдем к его «детям». А они у него, скажем прямо, заслуживают особого внимания. Познакомимся с пятью из них.

Народная аудитория

Итак, начнем. Нынешняя улица Воровского, дом 26. Здание бывшей Народной аудитории, которое Рыков перестроил в 1909 году (по другой, менее распространенной версии — в 1902-м, кстати на фасаде здания значится именно «1902», проверьте:-)).

Валериан Рыков. Народная аудитория
Здание на Воровского, 26 Валериан Рыков проектировал на волонтерских началах

Этот дом и до и после перестройки уже использовался для так называемых «народных чтений» на волне популярности начального образования для малоимущего населения. А в результате работы Рыкова шикарный особнячок с бело-голубым фасадом, роскошной лепниной и даже маской льва стал настоящей архитектурной жемчужиной Киева и культовым местом для проведения различных лекций, концертов и спектаклей. А благородная миссия обучения и развития малоимущих подталкивала на благородство и творцов того времени — так, сам Валериан Рыков якобы руководил проектом бесплатно, а знаменитый украинский композитор Николай Лысенко давал в зале особняка бесплатные концерты.

Табличка на Народной аудитории. Валериан Рыков
Табличка на бывшей Народной аудитории, как напоминание о бурных событиях в Киеве вековой давности

Если верить памятной табличке на здании, в марте 1917 года здесь впервые легально собрались киевские «большевики». Позже здесь также размещались различные театры и даже клуб железнодорожников. Сейчас основным пользователем здания являются, можно сказать, коллеги Валериана Никитовича — институт проектирования и строительства «Гiпроцивiльпромбуд».

Триумф шахтных печей и красивых женщин

Перемещаемся на Музейный переулок, 4. По этому адресу нас встречает здание повыше, но от этого не менее изысканное. Бывший доходный дом Исая Иссерлиса.

Валериан Рыков. Дом на Музейном переулке
«Небоскреб» Рыкова с композицией «Триумф Фрины» на фасаде

Был такой у нас инженер-технолог, родом из Бердичева, достаточно известный в начале прошлого века в инженерных кругах Киева и Харькова, прежде всего по своим разработкам в области устройства шахтных печей, дымовых труб и заводских топок. В этом доме находилась его контора, или как сейчас бы сказали киевский офис. Но не этим пригож 7-этажный «небоскреб» в стиле модерн, возведенный по проекту Рыкова в 1909 году. На уровне второго этажа перед нами разворачивается древнегреческий сюжет. Рельефная скульптурная композиция «Триумф Фрины» демонстрирует сцену из античной легенды, согласно которой Фрина — обворожительная представительница древнейшей профессии, которую пытались засудить за преклонение ей как богине — была раздета ее адвокатом прямо на суде для демонстрации ее красоты, что возымело на судей магическое воздействие и они признали, что она таки достойна поклонения и оправдали ее. На доме Иссерлиса — обнаженная Фрина с триумфом выходит из суда на улицу, где ее с радостью встречают ее фанаты, а также певцы, танцоры и музыканты. Автор «Триумфа» — постоянный партнер Рыкова — скульптор Федор Балавенский. Их совместные работы есть и в других местах Киева.

Новый дом для сестер милосердия

Например, здание бывшей Мариинской общины сестер милосердия Красного креста — на Сакасаганского, 75.

Валериан Рыков. Здание общины милосердия
Сегодня монументальное здание, в котором 100 лет назад располагалась община сестер милосердия, определяет современный облик улицы Саксаганского

В 1913 году по проекту Рыкова и со скульптурным оформлением Балавенского (в виде аллегорических образов «Любви», «Милосердия», «Медицины») был сдан этот красивый особняк в стиле неоренессанса. На тот момент в Мариинской общине насчитывалось уже 118 сестер, которые и переехали в свой новый дом. Там же расположилась больница, аптека, лаборатория, общежитие, аудитории для проведения курсов подготовки сестер милосердия, а рядом даже — домовая церковь. Всего 6 лет община прожила на Мариинско-Благовещенской (именно так называлась тогда улица Саксаганского), но этого хватило, чтобы вдохнуть в это здание настоящий медицинский импульс на будущее, ведь впоследствии в особняке разместился Институт усовершенствования врачей, после этого — Институт кардиологии имени Стражеско, а с 70-х годов и поныне — Институт медицины труда.

Зеленый «райком»

Перейдем к малым формам. Особнячок на Спасской, 12 — типичный пример того, что для настоящего мастера размер не имеет значения.

Зелений домик. Валериан Рыков
Валериан Рыков любил малые формы. Этот зеленый домик — тому подтверждение.

По заказу известного в Киеве купца Товия Апштейна в 1912 году наш Валериан Рыков сделал небольшой, но красивый зеленый дом в стиле неоампира с лепнинами в форме металлических изделий (швелер, зубчатые колеса, цепи), так как именно ими торговала контора Апштейна и его сыновей. Есть версия, что знаменитая фотография из советских учебников с запиской «Райком закрыт. Все ушли на фронт» на заколоченных досками дверях была сделана именно здесь, ведь в доме во время Гражданской войны находился райком комсомола. А дальше здесь был и молодежный клуб, и библиотека и аудитория для лекций и кружков. Сейчас здесь работает Центр по охране и реставрации памятников истории и культуры.

Валериан Рыков — отечественной киноиндустрии

Одним из последних творений Рыкова стал один из самых старых кинотеатров Киева — «Жовтень».

Валериан Рыков. "Жовтень"
Использовано фото из http://uk.wikipedia.org. Автор — Користувач IgorTurzh

Он приступил к работе в 1929 году и уже в следующем — здание было сдано, в январе 1931 года — кинотеатр открылся. Важно упомянуть, что изначально на конкурсной основе был выбран проект другого архитектора — Ноя Троцкого, которого по праву можно считать «гуру» советского конструктивизма. Но в итоге застройщики взяли проект Рыкова, не менее конструктивистский, чем был у Троцкого, который мы можем видеть и сейчас. Кстати, «фактор Рыкова» сейчас активно используют сторонники сохранения «Жовтня» в стенах здания на Константиновской, 26, говоря о исторической и архитектурной ценности постройки.

и другие…

Кроме того, именно Валериан Рыков был архитектором знаменитого памятника княгине Ольге, который был открыт в 1911 году, разрушен в 1919 году, в 1923-м — демонтирован, и в 1996 году возведен заново на Михайловской площади, где и стоит поныне. Еще несколько доходных домов, особняков, часть зданий кинофабрики им. Довженко, надстройка здания Национального банка Украины, и даже старый ипподром — вот перечень других творений Рыкова в Киеве.

Старый ипподром. Валериан Рыков
В этом здании раньше располагался ипподром. Архитектор — Валериан Рыков.

Добавим сюда здание вокзала в Жмеринке, кинотеатра в Виннице, и прийдем к выводу, что

Валериан Рыков действительно хорошо поработал над обликом Киева и других наших городов, обогатив их замечательными образцами архитектуры в самых разных стилях — от ренессанса и неоклассики до модерна и конструктивизма. За что ему честь, хвала и память.

P.S. По этой ссылке есть интересный фильм о Рыкове и его творениях — http://www.ex.ua/view/6361121

Слово о киевском зодчем. Валериан Рыков обновлено: Май 3, 2015 автором: Id-UA