Сложно найти другую личность, чья судьба так же ярко символизировала бы неоднозначность, героизм и трагичность истории 20-го века для украинцев.
Его биография — это история военных побед и борьбы за права человека, искренней преданности делу Ленина и жесткого противостояния советской системе, принудительного психиатрического лечения и счастливой семейной жизни. О Петре Григоренко можно и нужно говорить долго и обстоятельно, ведь его жизнь вместила в себя столько событий, что, как говорится, хватит на десятерых. Он является не официально, но фактически героем нашей страны, который немало сделал для своей родины — как большой (СССР), так и малой — Украины.
Процесс национальной самоидентификации у Григоренко произошел еще в юном возрасте. Вот как он пишет об этом в своих мемуарах:
«Почти одновременно со школой <в селе Борисовка, Запорожской области> родилась украинская культурная организация «Просвита». Привезли ее с собой учитель истории Онисим Григорьевич Засуха и его жена Оксана Дмитриевна — преподаватель немецкого языка. Они оба были членами «Просвиты» и организовали ее отдел у нас. У них у первых я и услышал бандуру. От них первых я получил «Кобзаря» и от них я узнал, что написал его великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко. И что я принадлежу к той нации, что и великий Кобзарь, что я — украинец. Этого я уже никогда не забывал, хотя далеко не всегда работал на пользу своей нации».
На пользу же своей нации он всё же успел сделать немало.
Григоренко принимал активное участие в освобождении украинских земель от немецких оккупантов, в частности, в 1944 году вел бои в Карпатах и Закарпатье в качестве начальника штаба стрелковой дивизии. Его и его однополчан встречали с цветами, фруктами, овощами и вином жители закарпатского Берегово. Григоренко, знавший украинский язык, даже был вынужден вступать в переговоры с местными жителями, чтобы просить их ограничить винные поставки военным, которые один за другим попадали под чары не только красоты украинских Карпат, но и «зеленого змия».
Воевать, как и жить, Петр Григорьевич стремился честно, и не терпел несправедливости и зла. Так, еще в 1938 году, узнав о зверствах и коварствах сотрудников НКВД города Запорожья, которые силой пыток и запугиваний делали из невинных людей «врагов народа» и «террористов», Григоренко решил обратиться за помощью к самому генеральному прокурору СССР. Помогло ли это или нет, но некоторых организаторов пыток вскоре арестовали. Хотя сам Григоренко, позже связал это со сменой власти на верхушке советского силового блока, следствием чего и стала чистка «слабых звеньев».
После войны Григоренко ушел с головой в преподавательскую деятельность — в Военной академии имени Фрунзе в Москве он проработал больше 15 лет.
Хотя еще в 1945 году он вполне мог стать командиром дивизии, главными задачами которой стали подавление и зачистка украинского повстанческого движения. В своей книге «В подполье можно встретить только крыс…» Петр Григорьевич так пишет об этом, к счастью, несостоявшемся повороте судьбы:
«Мои бывшие подчиненные … с возмущением и болью рассказывали, как они жгли и разрушали дома, заподозренных в помощи повстанцам, как вывозили в Сибирь семьи из этих домов, женщин и детишек, как выбрасывали население из сел и хуторов, как устраивали облавы на повстанцев… Во время одного из моих выступлений … мне задали вопрос — воевал ли я против УПА. Я ответил: «Бог уберег». И это действительно так. Это действительно чудо, что я не занял должность, которую очень хотел занять и которую мне буквально в руки давали. Если бы я ее занял, то безусловно воевал бы и против УПА, и против мирных земляков своих. Я, тогдашний, был способен на это. А если бы встал на этот путь, то продолжал бы и далее изменяться в сторону бесчеловечья».
Но Бог уберег, и после успешной карьеры на ниве преподавания Григоренко начал новый этап своей жизни — как последовательный критик сталинизма, политики Хрущева, Брежнева и всего советского строя.
Надо сказать, что еще в раннем возрасте Петр стал убежденным ленинцем, и в принципе остался верен базовым идеалам коммунизма до конца своих дней. Вот как он пишет об этом в своей книге:
«Не только классиков украинской литературы читал я. Лозунги новой власти, плакаты, политические брошюры — все это глотал неискушенный разум. Идеи свободы, братства людей и одновременно диктатура пролетариата своеобразной мешаниной входили в голову. Любовь к своей национальной культуре и к своему народу, который так жадно потянулся к ней, и, одновременно мечта об общечеловеческом счастье, об интернациональном единении и о неограниченной «власти труда» причудливо перемешались в моем мозгу. Я хотел строить новую жизнь, бороться за идеи, которые несет миру коммунистическая партия — Ленин».
И поэтому логично, что в 1964 году Григоренко стал организатором Союза борьбы за возрождение ленинизма. Он был уверен, что то, что строит Хрущев и компания — это совсем не коммунизм и не социализм. Существующий в СССР режим Григоренко воспринимал как своего врага, и это было обоюдно.
Петр Григорьевич в своих выступлениях и статьях ратовал за искоренение культа личности, развитие демократических прав и свобод советских граждан, против бюрократии и жадности партийного руководства. Он крайне негативно отнесся к советскому вторжению в Чехословакию в 1968 году, поддерживал и помогал национальному движению депортированного крымскотатарского народа. В 70-е Григоренко стал одним из основателей Московской и Украинской хельсинской групп, целью которых была популяризация международных деклараций и актов о правах и свободах человека, правозащитная и гуманитарная деятельность. Украинская хельсинская группа (УХГ) многими историками по праву считается первой системной организацией, защищавшей национальные интересы украинского народа, в том числе в его стремлении к свободе и независимости.
Кремль и КГБ отвечали не менее убедительно. Лишение званий, пенсии, наград, аресты, фальсификация психиатрической болезни, принудительное лечение, и в результате изгнание из страны и лишение гражданства. Но Петр Григоренко не остановился, он вместе со своей женой Зинаидой, также правозащитницей, со своими соратниками-диссидентами продолжал борьбу уже на международной арене, перебравшись в США.
О многих перипетиях своей бурной жизни Григоренко написал в книге «В подполье можно встретить только крыс…» (1981).
И многие его мысли, несмотря на то, что сформулированы они были уже почти 35 лет назал, сверхактуальны и сегодня. Прочитайте следующий отрывок — параллели с нынешней ситуаций очевидны.
«…Опыт начала всех войн свидетельствует, что начало войны зависит не от количества вооружений, а от того, есть ли зачинщик. На сегодня ясно, кто является таковым — коммунистический мир, возглавляемый Советским Союзом… Сколько ни существует коммунистическая партия, она все время ведет войну. При этом она использует тактику разрядки там и тогда, где и когда у нее нет сил для прямого наступления. Большевики находятся во враждебных отношениях со всем миром, но бьют своих противников поодиночке. Сначала большевики воевали со старой властью, потом с демократией и высшими классами общества, затем с демократическими партиями, затем с зажиточным крестьянством и организованной частью рабочего класса, затем со всем крестьянством, затем со всем народом своей страны и, наконец, со всем миром… Советский Союз добивается, чтоб Запад не усиливал оборону, но ни на минуту не забывает основную свою цель — завоевание мирового господства.
Запад обязан никогда не забывать об этом. Он должен все время стремиться к тому, чтоб вырвать зубы у хищника. Без войны это можно сделать только одним путем — твердо встать на защиту правозащитников в коммунистических странах, не поддаваясь демагогическим призывам к детанту (ослабление напряженности в международной политике, разрядка) и провокационным воплям о вмешательстве во внутренние дела. Защита прав человека не внутреннее, а самое важное международное дело. Агрессию можно остановить, только защитив права человека.
И еще. Надо ликвидировать бандитизм, который проник в международные отношения и занял там прочные позиции. Для ликвидации этого зла никакие меры не лишние.»