Последний театральный уик-энд мая порадует киевлян и гостей столицы яркими балетами Чайковского, глубокими произведениями Достоевского и Вампилова, страшной комедией о женщинах Моцарта и премьерой мюзикла о певице кабаре.
Благодаря празднику Троицы выходные продлятся три дня, начавшись весной, а завершаясь уже летом. Это упростит задачу найти время для посещения театра, несмотря на парковые и огородные соблазны со стороны природы. А посмотреть в этот уик-энд есть что!
В театральный Топ-5 на этой неделе вошли такие спектакли:
• 1 • «Пой, Лола, пой!» (Театр на Левом берегу)
Киевские театры не так часто радуют нас премьерами в конце мая. Обычно первые показы новых постановок приходятся на старт театрального сезона, конец календарного года или начало весны. Поэтому премьера мюзикла «Пой, Лола, пой!» в Театре на Левом берегу 29-30 мая приятна вдвойне.
Если первая половина 19-го века в немецкой литературе была ознаменована творческой деятельностью знаменитых братьев Гримм, то спустя столетие на писательском олимпе Германии зажглась звезда братьев Манн — Томаса и Генриха. Их романы, рассказы и эссе стали вехой эпохи и важным элементом сопротивления гитлеровскому режиму, оппонентами и изгнанниками которого они являлись.
В романе «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (1905), его автор Генрих Манн показал гимназию маленького провинциального городка, в которой уже четверть века тиранит учеников учитель латыни Нусс по прозвищу Гнус — властолюбивый, мстительный мелкий тиран и человеконенавистник, истинное воплощение германской кайзеровской военщины. Невинные шалости детей он расценивает как протест против установленного порядка. Он ищет поводы, чтобы поймать какого-то особо провинившегося ученика, и наказать его по всей строгости. Между Нуссом-Гнусом и школярами начинается настоящая война.
Но однажды желание найти и наказать гимназистов занесло Гнуса в третьеразрядное кабаре «Голубой ангел», где развлекает местную публику своими танцами и фривольными песенками певичка Роза Фрейлих, или просто Лола. И тиран влюбляется в девушку, становится ее поклонникам, а после увольнения из гимназии — и супругом. Но любовь не исправила Гнуса, не сделала его лучше, просто тиран превратился в анархиста, открывшего в своей квартире публичный дом и игорный притон и мечтающего о совращении всего города.
Пьеса, по которой поставлен спектакль Театра на Левом берегу, была написана современным украинским писателем Александром Чепаловым по мотивам романа Манна. Но уже исходя из названия пьесы и спектакля, мы понимаем, что в центре внимания автора не гнусный профессор, а обворожительная Лола. Именно роль певицы кабаре «Голубой ангел» в свое время дала путевку в творческую жизнь молодой Марлен Дитрих. Фильм «Голубой ангел», как и книга, лег в основу пьесы Чепалова.
В пятницу и субботу вечером на сцене главного левобережного театра зрителей ждет оркестр, кордебалет, клоуны и главное — живая музыка! Одним словом, настоящее КАБАРЕ.
Подробнее о мюзикле «Пой, Лола, пой!» читайте на нашем сайте.
• 2 • «Женщины Моцарта» (Театр «Колесо»)
Из Германии перемещаемся в соседнюю Австрию. Именно эта страна дала миру гениального Вольфганга Амадея Моцарта. И именно о нем, а вернее об окружающих его женщинах повествует музыкальная комедия австрийского драматурга Феликса Миттерера «Веберы», поставленная Театром «Колесо» под названием «Женщины Моцарта».
В фокусе пьесы — женщины, которые любили и ненавидели великого композитора, но так или иначе сыграли определенную роль в его судьбе. Это, прежде всего, его супруга — Констанция, ее мать — Цили Вебер, а также сестры — Алоиза, Софи и Йозефа.
В начале пьесы действие происходит в 1777 году. Цили уже рассталась со своим мужем Францем Вебером и готова пойти на всё ради высокого социального положения для себя и своих четырех дочерей. Будущая теща Моцарта показана хитрой, жадной, пронырливой женщиной. Двух своих дочерей — Йозефу и Алоизу — Цили направляет в сторону вокально-музыкальной карьеры. Это приводит их к знакомству с 22-летним никому еще не известным Вольфгангом Амадеем. Именно в театре, где Алоиза работала оперной певицей, Моцарт увидел ее впервые, тут же влюбился и был готов жениться. Но Цили не нужен бедный зять. Не нужен ей и внебрачный ребенок, от которого она требует избавиться еще одну свою дочь Софи, вынужденную зарабатывать проституцией.
Следующая встреча Моцарта с семейкой Веберов происходит уже в Вене, в 1781 году, когда талантливый композитор уже ощутил вкус первых побед. И получив окончательный отказ от Алоизы, он переключается на четвертую сестру — Констанцию, просит ее руки и сердца. На этот раз Цили Вебер дает добро на этот брак, надеясь, что успешная карьера Моцарта сделает и ее дочь, и ее саму богатыми и защищенными. Но не всё так просто. И наших героев еще ждут перипетии, которые позволили постановочной труппе Театра «Колесо» назвать его «страшной комедией».
Спектакль «Женщины Моцарта» состоится 30 мая. Узнать подробнее о постановке можно на нашем сайте.
• 3 • «Сон смешного человека» (Театр Франко)
Историю еще одного запутавшегося индивида покажет в этот уик-энд Театр имени Франко. Спектакль «Сон смешного человека» по Федору Михайловичу Достоевскому продолжит театральный уик-энд 30 мая.
За миг до самоубийства главный герой, который дошел до последней черты своей никчемной жизни, проваливается в сон. И попадает на идеальную планету, население которой еще не познало греха и скверны, боли и страданий. Раздор и грехопадение приносит им именно наш герой, и осознав содеянное, сначала хочет сгинуть. Но у автора другие планы на его судьбу. Страдать, но жить, находясь в вечном поиске ответов на вечные вопросы — как сделать мир лучше? как противостоять хаосу? как остановить разрушение человеческого в человеке?
Чтобы еще глубже проникнуть в эти вечные размышления о смысле жизни героев Достоевского, приведем несколько наиболее ярких цитат из рассказа «Сон смешного человека»:
«Страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль»
«На нашей земле мы истинно можем любить лишь с мучением и только через мучение! Мы иначе не умеем любить и не знаем иной любви»
«…я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить,чтобы зло было нормальным состоянием людей…»
«Знание выше чувства, сознание жизни — выше жизни. Наука даст нам премудрость, премудрость откроет законы, а знание законов счастья — выше счастья»
«Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце, а между тем какие хитрейшие вещи проделывал иногда мой рассудок во сне!»
На сцене Театра Франко зрители увидят авторскую интерпретацию Достоевского в исполнении заслуженного артиста Украины Петра Панчука, который еще и сыграл главную роль в этом спектакле. Кроме его роли — Смешного — в постановке есть еще несколько образов — Смешная, Смешное и Ангелы.
Если хочется задуматься о глобальных вопросах человечества и немного пофилософствовать, то «Сон смешного человека» — именно то, что нужно. Детальная информация о спектакле — на нашем сайте.
• 4-5 • «Лебединое озеро» (Музыкальный театр)
«Спящая красавица» (Национальная опера)
Прославленный русский композитор Петр Ильич Чайковский считается первым, кто отнесся к музыке балета всерьез. До него балетами занимались в основном малоизвестные композиторы, сам жанр считался всё-таки больше танцевальным, а музыка была лишь фоном. И только Чайковский считал иначе. Его балетное наследие во всем мире считается уникальным и непревзойденным. Два из трех написанных им балетов будут показаны киевской публике в этот уик-энд — «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
Переписывать мировую историю балета Чайковский начал с «Лебединого озера», в основе сюжета которого — старинная немецкая легенда о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта. По одной из версий, на написание балета композитора вдохновило реальное лебединое озеро, которое он увидел в Лебедовской усадьбе Давыдовых на Черкащине.
У балета была непростая сценическая история. Первые постановки 1877 и 1882 года были признаны неудачными. И лишь в 1895 году пришел настоящий успех — на сцене Мариинского театра в Петербурге была показано «Лебединое озеро» в версии Мариуса Петипа и Льва Иванова. Эти два знаменитых балетмейстера поставили обновленную хореографию балета.
Именно версия Петипа-Иванова впоследствии и стала классической. Именно ее чаще всего используют в современных театрах мира. И именно она будет показана в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества 31 мая в редакции Валерия Ковтуна (1944-2005) — известного украинского балетмейстера, артиста балета и педагога. Интересно, что в 70-е годы в качестве ведущего солиста Валерий Петрович гастролировал за рубежом, в том числе играя в «Лебедином озере» с легендарной Майей Плесецкой.
Вторым балетом Чайковского стала «Спящая красавица» (1889). Ее в эту субботу покажут в Национальной опере. Если у «Лебединого озера» старт был скомкан, то новый балет композитора, показанный в 1890 году на сцене того же Мариинского, сразу был принят на «ура» и публикой, и критиками.
«Спящая красавица» — жизнерадостное, светлое, праздничное произведение, в котором утверждается победа жизни над смертью, света над тьмой, любви и добра над черной завистью и злом. А музыка Чайковского наполнила сказочный сюжет живыми чувствами, внесла в него черты реального жизненного конфликта. С основу сюжета была положена знаменитая сказка о спящей красавице Шарля Перро — до момента пробуждения принцессы Авроры.
Соавтором Петра Ильича, как и в «Лебедином озере», выступил Мариус Петипа. Сын французский актеров, нашел вторую родину в России, прожив в этой стране 60 лет и отдав ей весь свой талант. Именно творческий союз с Петипа помог Чайковскому создать балеты, в которых гармония музыки и танца вышла на принципиально новый уровень.