О жизни людей, которые волею судеб восседали на нашем княжеском престоле, мы имеем весьма скудные сведения, в основном из летописей, легенд, сказаний. Еще меньше знаем мы о том, где встретили свою смерть и где покоятся с миром Великие князья Киевские.
В этом посте мы постарались собрать доступные сведения об их захоронениях, таким образом сформировав некую виртуальную карту памяти о главных фигурах Киевской Руси.
Аскольд и Дир
Так как братья Кий, Щек, Хорив и сестрица Лыбедь были уж совсем сказочными героями, то начнем, пожалуй, с полулегендарных Аскольда и Дира, о которых известно чуть больше. Летопись говорит, что эти «дружинники Рюрика» правили в Киеве одновременно, а, возможно, даже были братьями. Есть версия, что это вообще два имени одного человека (Аскольд – имя, Дир – прозвище). Так или иначе, но согласно наиболее популярной версии, будучи в 882 году свергнутыми с престола и убитыми пришедшим с севера Олегом, эти князья Киевские были похоронены в разных местах. Дир – в районе Святой Ирины. Ученые считают, что его могила, которая так и не была найдена, находилась на территории древней Ирининской церкви (Ирининского монастыря) или где-то рядом (например, на прилегавшем старом языческом кладбище). Сейчас на этом месте – пересечение улиц Ирининской и Владимирской (рядом с Софийским собором). По другой версии Дир был похоронен вместе с Аскольдом, о чьей могиле мы имеем гораздо больше информации.
Знаменитая Аскольдова могила сегодня – это название местности на правом берегу Днепра, парковая зона, культовое место среди киевлян и гостей города. Именно здесь на возвышенности, расположенном в Угорском урочище, якобы находился княжеский дворец Аскольда, здесь и произошло убийство, а затем и захоронение Аскольда. На месте трагедии позже была построена Церковь Святого Николая в честь убиенного князя (он был крещен как Николай), а в подвальных помещениях этой церкви был найден древний каменный саркофаг, в котором якобы и был погребен Аскольд.
Олег и змея
Не менее трагическим оказалось завершение жизненного пути и для убийцы Аскольда и Дира — Великого князя Олега. Все мы знаем легенду о смертельном укусе змеи, но нет единого мнения, где же это произошло. По одной из версий, было это в Киеве у подножия горы Щекавицы (той самой, на которой в свое время обитал Щек), и именно на ней Олег и был похоронен в 912 году. В пользу этой версии говорит «Повесть временных лет», в которой приведена сама легенда о черепе коня и гадюке-убийце и называется четкое место событий – Щекавица. В подтверждение этому — найденные у подножья славянские захоронения 8-9-го веков. Могилу князя или что-то похожее на нее на Щекавице так и не нашли, что дает простор для развития своей версии нашим северо-восточным соседям. Согласно ей Олег умер и был похоронен в районе Старой Ладоги (одно из первых северных поселений Руси). Об этом говорится в Новгородской летописи, приводятся и другие косвенные аргументы – например, что ядовитых змей в Киеве не было, а значит в «Повести временных лет» содержится полностью вымышленная история последних мгновений жизни Олега. Современные раскопки в районе Старой Ладоги подтверждают факты древних захоронений 7-9 веков, но есть ли среди них могила Олега пока не установлено. Это не мешает существованию там кургана со смелым названием «Олегова Могила», который популярен как среди россиян, так и среди заезжих историков, археологов и туристов.
Игорь и Мал
Нет единого мнения и по поводу места захоронения следующего за Олегом князя – Игоря Рюриковича, первого правителя из династии Рюриковичей на киевском престоле. В летописях содержится описание гибели князя от рук древлян, к которым он прибыл для сбора дани, но был зверски умерщвлен (его ноги привязали к 2 нагнутым деревьям, а потом их отпустили, и тело было разорвано). «Официальная» могила Игоря находится в районе села Немировка Житомирской области (недалеко от древнего Коростеня, возле которого и произошла казнь). Мол, люди там «немирные», вот и сделали такое с пришельцем. Но вот раскопки кургана-могилы не дали никаких результатов, в местном фольклоре о событиях 945 года нет ни слова, и вообще у них герой – древлянский князь Мал, который как раз и стоял за казнью киевского правителя. А вот где помнят и чтут Игоря – так это село Беловеж Ривненской области и его окраины. Там якобы на самом деле провел свои последние часы первый Рюрикович. Свидетельством тому — местные предания, что казнен он был в урочище Завышень, где и сейчас растут дубы, а через село течет речка Тризна (в честь тризны, которую устроила там же Ольга в память о погибшем муже), есть даже Игорев брод, по кторому он якобы переходил реку. Ну а потом его уже перевезли поближе к столице (Коростеню), где и похоронили – возможно, как раз на окраинах Немировки.
Ольга и Могила
О великой княгине и святой мы уже как-то писали в нашем блоге. Сейчас же коснемся лишь темы ее кончины, дата которой согласно летописям – 11 (24) июля 969 года. Похоронили Ольгу в княжеском Вышгороде по христианскому обычаю — в землю, обряд совершил священник. Несмотря на свою языческую веру, ее сын Святослав таким образом исполнил предсмертную волю матери. А где-то в 1007 году ее внук – князь Владимир перенес ее мощи в новую Десятинную церковь, где положил их в величественный каменный саркофаг. Там он и стоял прямо в центре храма, пока на нашу землю не пришла орда Батыя. После разрушения Десятинной след могилы Ольги был утерян. Якобы в 1636 году при поисках на территории, где раньше стояла церковь, киевский митрополит Петро Могила нашел останки Ольги, которые от соприкосновения с воздухом тут же рассыпались (а может, и не рассыпались – а он их перепрятал). В 30-х годах 19-го века во время раскопок так же якобы были найдены останки княгини, о чем есть письменные задокументированные воспоминания. Сегодня шиферный резной саркофаг – гроб княгини Ольги или то, что принято им считать, выставлен в Софийском соборе. Его вместе с останками киевской правительницы нашли в 1939 году советские археологи во время работ на месте руин Десятинной церкви. В 2007 году несколько специалистов ошарашили исторический мир новостью, что это таки останки Ольги и ее саркофаг. Другие поспешили опровергнуть, заявив, что у саркофага нет окошечка, а должно быть. Так что, хотите – верьте, хотите – нет.
Святослав и печенеги
Знатный воин, ярый язычник, сын Игоря и Ольги, внук Рюрика, первый носитель «оселедця» на Руси – Святослав в 972 году пал от рук его союзников/врагов – печенегов под предводительством их хана по имени Куря. Именно они подготовили засаду на Днепровских порогах, напали на возвращающегося из Болгарии князя с дружиной и убили его. До этого Святослав с Курей водили свои войска в Болгарию, но проиграли войну с Византией и вынуждены были возвращаться восвояси. Историки подозревают так же в предательстве не только печенегов, но и близкое окружение князя, которые приложили руку к подготовке этого преступления. Похоронили Святослава на месте гибели – сейчас это село Никольское-на-Днепре Днепропетровской области (перед бывшим порогом Ненасытцем, которые впоследствии затопили при создании водохранилища). Но так как в «Повести временных лет» точного указания на место гибели и погребения нет, то, конечно же, существуют и другие места, где мог быть похоронен славный князь. Одно из них — остров Хортица, а конкретно – распложенная на нем Черная скала. Якобы там, после финального боя с врагом и пал смертью храбрых наш Святослай Храбрый. Археологические находки подтверждают наличие боя по найденному древнему оружию 10-го века и другим артефактам. Среди альтернативных мест также — Пурисовы острова (возле нынешней плотины ДнепроГЭСа) и Вознесеновская гора (ныне – в городе Запорожье, а раньше – село Вознесеновка), на которой сейчас стоит даже памятник Святославу. Ни одно из них не является достоверно обоснованным, а потому — поиски продолжаются.
Ярополк и Владимир Великий
Когда заручившись поддержкой варягов, Владимир (который вскоре станет Великим) начал свой освободительно-захватнический поход сначала на Новгород, а затем – на Киев, Ярополк, который воссел на княжеский престол сразу после смерти своего отца Святослава, вынужден был оступать. Бегство в Родень (на реке Рось), в котором стоял на тот момент укрепленный княжеский терем Святослава (ныне — городок на юг от Канева, Черкасской области) завершилось осадой города, предательством его воеводы Блуда и убийством князя наемниками Владимира. По версии ряда археологов, захоронен Ярополк был недалеко от места гибели – в районе нынешнего села Таганчи Каневского района. Именно там при раскопках кургана было найдено захоронение древнерусского князя, по датировке, составу и характеру останков прямо указывающее на то, что оно принадлежит именно Ярополку. При этом, могила с мощами, якобы перенесенными в 1044 году Ярославом Мудрым в Десятинную церковь, могла быть просто кенотафом, то есть могилой без останков усопшего.
Туда же, в Десятинную церковь в 1015 году привезли останки самого Владимира Великого, умершего накануне (известна дата смерти — 15 июля) в своей резиденции в Берестове. Мраморный саркофаг с мощами правителя был найден Петром Могилой в 1632 (или в 1636) году, после чего часть останков была передана в Успенский собой Киево-Печерской лавры, а часть – в Москву. После смерти Могилы основную часть мощей погребли в отстроенной на месте старой Десятинной церквушку, а оттуда в 19-м веке их перенесли в новую Десятинную церковь, в которой каменная гробница с костями Владимира находилась до 1936 года, когда храм был полностью разобран на кирпичи. Сейчас этот саркофаг с останками стоит в Софийском соборе. А лаврская часть мощей (предположительно, голова) перед Великой отечественной войной была вывезена в Ленинград для воссоздания внешности князя, где и исчезла во время войны и блокады. К сожалению, поиски этих останков не увенчались успехом, зато московская часть мощей Владимира уже в наше время вернулась в Киев.
Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый
Место гибели в 1019 году и захоронения князившего после Владимира Святополка Окаянного историками не определено. Есть версия о его бегстве в Брест и смерти в этом городе. Летопись говорит о предсмертном уединении в степи «между ляхи и чехи», но большинство экспертов считают эту формулировку синонимом «неизвестно где», а не указанием на конкретное место между Польшей и Чехией.
А вот с останками Ярослава Мудрого, который собственно и разбил Святополка, вообще случилась мистическая история. Он умер 20 февраля 1054 года и был похоронен в Софийском соборе, который был выстроен именно Ярославом и стал главным храмом страны еще при его жизни. Там и поныне находится саркофаг Ярослава, но уже без его останков. В 1939 году кости Ярослава были вывезены в Ленинград, где их подвергли тщательному изучению, а знаменитый скульптор Герасимов даже создал по черепу Ярослава его достоверный скульптурный портрет. Далее в 1940 году кости якобы вернули в Софию Киевскую, но уже поместили не в саркофаг, а куда-то «в фонды музея». Что происходило с ними во время войны достоверно неизвестно. По одной из версий их вывезли в США украинские православные Америки. Так или иначе, но в 2009 году во время вскрытия саркофага в нем оказались только женские останки – предположительно одной из жен князя (Ингегерды или Анны) и даже кости какой-то неизвестной древней скифской женщини 2000-летней давности. Возможно, кости Ярослава были выкрадены, а есть версия, что их вообще не было, но ее опровергают детальные научные довоенные описания именно княжеских останков.
Изяслав и Нива
После Ярослава княжить в Киеве начал его сын Изяслав. Междуусобные войны набирали свой кровавый оборот, и в одной из битв между Ярославичами и их племянниками Изяслав погиб. Было это 3 октября 1078 года под Черниговом в районе Гуричева на Нежатиной Ниве. По версии некоторых историков, укрепленный городок Гуричев находился на месте нынешней северной части Чернигова, другие относят его к селу Бобровица на окраине Чернигова. Нежатина Нива же – местность, в которой и просиходил решающий бой. Некоторые ученые считают, что эта Нива находилась на месте современного Нежина (мол, название города и пошло от Нежатиной Нивы, то есть полей, на которых в силу постоянных набегов и войн урожай никто не жал). Но летопись говорит о том, что смерть свою Изяслав принял возле Чернигова, так что «нежинская» версия в этом случае не подходит. Возможно, такие «нежатые нивы» были и в других местах, в частности там, где сейчас стоит Нежин. Так или иначе, после смерти тело Изяслава по реке (Десне) доставили прямо в Киев. Летопись отдельно описывает встречу киевлянами своего усопшего князя в районе Городца Песочного, там где Десна впадает в Днепр (нынешняя Троещина), после чего его останки положили в саркофаг на территории Десятинной церкви. С тех пор никто гробницы Изяслава не видел. А поэтому по другой версии, перевезли ее не в Десятинную, а в Софию Киевскую (которую к тому времени Великие князья уже считали главным храмом страны). Впрочем, и там сейчас ее местонахождение не подтверждено.
«Чародей» и другие Великие князья рода Ярославичей
Между периодами правления Изяслава в Киеве успели недолго покняжить и другие Рюриковичи. Полгода восседал на троне полоцкий князь Всеслав Брячиславич «Чародей», внук Владимира Великого. Умер он в 1101 году у себя в вотчине, в Полоцке. Место его погребения пока не нашли, но вполне вероятно, что оно отыщется на месте раскопок древнего полоцкого городища – вместе с другими останками, которые покоились в храме-усыпальнице, построенном для местных епископов и князей. Три года правил Киевской Русью сын Ярослава – черниговский князь Святослав. В 1076 году он стал первой среди князей жертвой неудачной хирургической операции. Умер прямо на операционном столе во время удаления опухоли.
Его тело было перевезено из Киева в Чернигов и похоронено в Соборе святого Спаса (ныне – Свято-Преображенский собор), который был достроен как раз по его велению. Сначала после смерти Святослава на полгода, а затем окончательно после смерти Изяслава на киевский престол взошел еще один сын Ярослава – Всеволод, и правил он до 13 апреля 1093 года, когда его настигла смерть. Тело было перевезено из Вышгорода в Софию Киевскую, где оно торжественно было погребено в усыпальнице, недалеко от гробницы его отца – Ярослава Мудрого. Покоится его прах в этом соборе и поныне.
Сын Изяслава Ярославича – князь Святополк II в память о периоде своего правления оставил киевлянам церковь святого Михаила, которая сегодня известна нам как Михайловский Златоверхий собор. Именно он позаботился о строительстве на месте старого деревянного храма новой каменной церкви с золотыми куполами (первый златоверхий собор в Киеве) и драгоценными иконами, дорогим мрамором и мозаиками внутри. Именно в Михайловский его и привезли для погребения после смерти в 1113 году в княжеском дворце в Вышгороде.
Мономах и Мономаховичи
А вот сын Всеволода Ярославича – знаменитый Владимир Мономах обрел свой покой в Святой Софии. Его похоронили в 1125 году рядом с могилами отца и деда. Сын Мономаха – Мстислав – считается последним князем единой и великой Киевской Руси (1125-1132), не даром его назвали Мстиславом Великим. Его могила находилась в родовой усыпальнице Мономаховичей, которую нашли в 70-х годах прошлого века на месте бывшего храма Феодора Тирона и Федоровского монастыря (во дворах от нынешней улицы Владимирской) – родового монастыря Мстислава. Здесь же были похоронены и правившие позднее сыновья Мстислава – Великие князья Киевские Изяслав (1154), Ростислав (1167) и Владимир (1171). Сегодня на этом месте можно увидеть каменный мемориал “Княжеские могилы”.
А вот могилу следующего после Мстислава князя — Ярополка II – увидеть не получится, так как неизвестно даже местонахождение церкви святого Андрея, в которой он был похоронен (сначала в голубце у храма в 1139 году, а затем и в самом храме – в 1145). Большинство историков считают, что эта церковь располагалась где-то в “городе Владимира” – возможно, между останками Десятинной и нынешней Андреевской церковью. Ярополк оставил престол своему брату Вячеславу, который правил меньше месяца, но потом еще долго находился на первых ролях в Киеве, пока не отошел в мир иной в 1154 году. Похоронили его в семейной усыпальнице Софийского собора.
Святой Игорь и гнев киевлян
Основной конкурент Мономаховичей на киевский престол – черниговская династия Ольговичей – одержала локальную победу и в 1139 году великим князем стал Всеволод II Ольгович. По имеющимся данным, после его смерти в 1146 году в Вышгороде тело перевезли из княжеского дворца в храм святых Бориса и Глеба, который до наших дней не сохранился. А вот брат его – Игорь II Черниговский, которого 19 сентября 1147 года зверски убили разгневанные на черниговских «пришельцев» киевляне, вначале был похоронен в монастыре святого Симеона в Копыревом конце (ныне – улица Смирнова-Ласточкина, Кияновский переулок — Шевченковский район Киева). Этот монастырь, который играл роль киевской резиденции отца и деда Игоря, к сожалению, не сохранился, а вот Спасо-Преображенский собор Чернигова, куда перевезли останки князя уже в 1150 году, к счастью, и поныне хранит память о нем. В последствии Игоря канонизировали в лике святого благоверного за его предсмертные мучения и последующие чудеса при его гробе.
2 thoughts on “Покойтесь с миром, Великие князья Киевские! (часть 1)”
Comments are closed.